Экслибрис - История и модели

Экслибрис дословно переводиться с латыни как «из книг кого-то». Это знак, с помощью которого владелец библиотеки подтверждает принадлежность книг его библиотеке.

Истоки владельческого знака

Многие историки сходятся во мнении, что впервые экслибрис применил король Франции Карл V Валуа по прозвищу Мудрый (1338-1380). Правитель из-за перенесенной в детстве болезни был физически слаб, и увлекся чтением книг. Неудивительно, что он стал настоящим библиофилом и коллекционером, создав собственную библиотеку. Причем в процессе ее описания он, плохо владея пером из-за болезни, на каждом экземпляре оставил свой персональный знак: « Эта книга моя. Карл».

Несмотря на французские истоки, родиной экслибриса считается Германия. Здесь он появился еще в XV веке, когда о книгопечатании еще и не шла речь. Такие художники, как Гольбейн, Дюрер, Лукас Кранах Старший и другие смогли оценить всю прелесть художественного оформления книги с помощью оригинального владельческого знака.

Исторические модели экслибрисов

Первоначально это был штамп, который наносили на корешки и переплеты. Затем владельцы библиотек стали помечать свои книги с помощью печатных экслибрисов, наклеивая их на внутреннюю сторону. А окончательный вид этот знак приобрел в формате обыкновенной резиновой печати.
Рисунки также претерпели определенную эволюцию. И если первоначально собрать библиотеку мог позволить себе только состоятельный и родовитый член общества, то и обязательными атрибутами знаков были фамильные гербы с гордыми девизами на латыни.

В последующем ряды библиофилов пополнили просвещенные люди и из других слоев: представители искусства, ученые и интеллектуальная буржуазия. Вместо гербов стали использоваться рисунки, сюжет которых соотносился с содержанием книги, или просто подчеркивал определенные увлечения хозяина.

Первый известный печатный экслибрис на Руси – это знак графа К. Платтера, который был отпечатан в 1702 г.

Есть, правда, свидетельства, что свои рукописные книги особыми знаками еще ранее помечали русские ученые монахи. А повсеместно экслибрис стал применяться в России во времена царствования царя-реформатора Петра I.

Последующее формирование владельческих знаков

По мере развития книгопечатания, «источники знаний» становятся все более доступными, и теперь создание собственных библиотек могли позволить себе уже многие просвещенные люди.

К сожалению, массовость привела к естественной потере этими уникальными знаками своей оригинальности и, соответственно, художественной ценности. Основными моделями экслибрисов становятся практически обычные библиотечные штампы, в который вписывались имя владельца и инвентарный номер.

Новую высокохудожественную составляющую во владельческие знаки внесли в ХХ веке такие художники, как Сомов, Бакст, Билибин, Лансер, Добужинский, которые превратили их из простого символа владения и происхождения в самостоятельные произведения искусства.

Сейчас существует много видов и моделей экслибрисов: декоративные, вензельные, штифтовые, геральдические, сюжетные. Это уже не просто обычный библиотечный штамп - это признак художественного вкуса владельца.

Смотрите также:

заказать изготовление печати
изготовление табличек для офиса
изготовление штампов и факсимиле

Заявка